эстакада
шоссе
Shadow
Slider

Научно-технический форум «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства» и подведение итогов ежегодного конкурса «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства»

03 и 04 октября 2019 года прошел Научно-технический Форум «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства» и подведение итогов ежегодного конкурса «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства». Организаторы мероприятия: Тоннельная ассоциация России и АО «Мосметрострой».

В первый день форума его участники посетили строящиеся станции метрополитена: «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская».

Во второй день форума прошла научно-техническая конференция «Тенденции, проблемы и перспективы развития подземного строительства». На открытии мероприятия выступили: Председатель Правления Тоннельной Ассоциации России К.Н. Матвеев, заместитель Председателя Правления М.Ю. Беленький и Генеральный директор ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» В.Е. Меркин.

На форуме прошли следующие доклады:

Д.С. Конюхов (АО «Мосинжпроект») рассказал об основных направлениях комплексного освоения подземного пространства Москвы. В настоящее время объём инвестиций в тоннелестроение и освоение подземного пространства в мире превысил 86 млрд. евро в год и прогнозируется его рост до 680 млрд. евро в течение 8 лет. При этом 75% от общего объёма тоннелестроения сосредоточено в Индии, Юго-Восточной Азии и Китае. Основной причиной роста подземного строительства является увеличение населения и связанный с этим дефицит городских территорий. В Москве на площади 2,5 тыс. км2 проживает около 12,5 млн. человек. Из них, порядка 12 млн. — на территории «старой Москвы» площадью около 0,9 тыс. км2.  Анализ зарубежного опыта подземного строительства показывает, что оптимальные условия для обеспечения устойчивого развития и комфортного проживания в городах достигаются при доле подземных сооружений от общей площади вводимых объектов в 20-25 % за счет того, что ниже уровня поверхности земли может быть размещено до 70 % от общего объема гаражей, до 80 % складов, до 50 % архивов и хранилищ, до 30 % предприятий сферы обслуживания. В настоящее время этот показатель не превышает 8%.

Предложены подходы к освоению подземного пространства территории массовой жилой застройки, районов реновации, сопутствующего использования подземного пространства при строительстве объектов метрополитена с учётом мероприятий по привлечению инвесторов. Использование опыта, накопленного строителями и проектировщиками Москвы, инновационных решений по ресурсосбережению, зонированию территории, организации транспортной доступности с преобладанием скоростной массовой перевозки пассажиров, ведение в состав жилых микрорайонов объектов социальной инфраструктуры позволит не просто вести интенсивное строительство и получить новые спальные районы Москвы с проложенными к ним линиями метро, а создать город, удобный для жизни, и, в конечном итоге, повысить инвестиционную привлекательность городского строительства.

И.Н. Хохлов (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации») посвятил доклад повышению конструктивной надежности тоннельных сооружений в районах развития опасных инженерно-геологических процессов и предложил разработку единого подхода и общей методики оценки рисков и мероприятия по минимизации негативного воздействия на подземные сооружения опасных инженерно-геологических процессов и явлений, особенно карстово- суффозионных и оползневых. Также разработаны рекомендации по внесению соответствующих изменений в нормативные документы федерального и регионального уровня.

С.В Епифановым (ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации») рассмотрены основные результаты исследований, позволивших обеспечить сооружение перегонных тоннелей Московского метрополитена на Кожуховской и Большой кольцевой линиях с помощью ТПМК с грунтопригрузом. В качестве основных мероприятий было рассмотрено искусственное укрепление грунтов в основании сооружений, а также управляемое компенсационное нагнетание. На основе исследований, проведенных с помощью численного моделирования, были предложены способы безосадочной проходки и комплекс мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающий грунтовый массив и основания существующих зданий и сооружений. Кроме этого, были разработаны решения по автоматизированному мониторингу, которые позволили контролировать развитие деформаций зданий и сооружений в режиме реального времени.

В.А. Бессоновым, А.А. Долевым и Е.А. Закировым (АО «Мосинжпроект») обобщены основные технологические решения при выводе ТПМК с трассы тоннеля в демонтажный котлован. К настоящему времени сложилась приминительная практика решений по выводу ТПМК в демонтажный котлован, отвечающая требуемым инженерно-геологическим и организационно-технологическим условиям, что облегчает выбор способа для достижения наибольшей надежности и кратчайших сроков реализации. В условиях Московского метростроительства наиболее надежным методом оказался метод предкамеры (форкамеры). Однако, возможно внедрение еще более экономичных и надежных решений для реализации в еще более короткие сроки производства работ.

О.С. Федяниным (АО «Мосинжпроект») озвучена методика расчётно-аналитического анализа давления пригруза забоя, проведено обобщение и сопоставление данных расчётного и фактического давления пригруза забоя по объектам строительства Московского метрополитена.

Доклад А.Г. Полянкина (АО «Мосинжпроект») был посвящен анализу международного опыта использования современных информационных технологий в подземном строительстве, направленных на:

Д.С. Петунина (АО «Мосинжпроект») рассказала о мероприятиях по обеспечению сохранности станции «Сокольники» Сокольнической линии Московского метрополитена при проходке под ней на глубине около 6 м перегонных тоннелей БКЛ. В результате реализации мероприятий по научно-техническому сопровождению строительства и контролю параметров проходки перегонных тоннелей:

М.О. Лебедев и К.В. Романевич (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс») рассказали про риск-ориентированный подход при проектировании, строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей. Эксплуатация транспортных тоннелей должна осуществляться в условиях минимальных рисков нарушения требований по надежности и безопасности, а также в условиях высокой экономической эффективности профилактического оздоровления дорог и сооружений и восстановления в случае их отказов. Для выполнения этих требований действующая система управления эксплуатацией искусственных сооружений должна иметь информационно-организованную службу, владеющую знаниями о техническом состоянии объектов, о прогнозировании их работы в случае различных комбинаций функциональных нагрузок и внешних природных условий, а также механизм управления с помощью технических решений, технологических и организационных мероприятий. Система комплексного горно-экологического (геотехнического) мониторинга, создаваемая на принципах риск-ориентированного подхода является комплексным решением минимизации рисков нарушения требований по надежности и безопасности транспортных тоннелей и включает в себя как источник актуальной информации о техническом состоянии конструкций с краткосрочным и среднесрочным прогнозом их работы, так и информационно-организованную диспетчерскую службу с регламентом реагирования.

А.Н. Ревва (ОАО «Метрострой», Санкт-Петербург) рассказал об основных проблемах в сметном нормировании и ценообразовании в части транспортировки и утилизации грунта.

Р.И. Ларионов и Д.К. Лиханов (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс») привели результаты геотехнического мониторинга компенсационных работ для зданий, являющихся памятниками архитектуры. Реализованная технология минимизации деформаций фундаментов зданий и исключения их неравномерной осадки, расположенных на подрабатываемых территориях, предполагает комплексный подход с усилением фундаментов, компенсационными мероприятиями и обязательным ведением геотехнического мониторинга для контроля смещений, возникающих как от строительства станционных комплексов, так и от мероприятий, направленных на уменьшение смещений дневной поверхности.

Комплекс геофизических работ в составе геотехнического мониторинга позволяет не только оценить качество выполняемых компенсационных работ, но и показать места разуплотнений, образуемых в массиве в процессе производства работ.

Разработанная и внедренная последовательность компенсационных мероприятий позволяет своевременно выполнять инъекционные работы в моменты развития деформационных процессов в грунтах оснований, не дожидаясь, пока они приведут к деформациям зданий. Многократное использование скважин с обязательной их промывкой после каждого этапа компенсационных работ позволяет управлять осадкой зданий в течение всего срока строительства станционного комплекса глубокого заложения.

А.П. Нефедьев, А.К. Нефедьева (ООО «СИНЕРГО») и С.И. Баженова (ФГБОУ НИУ «МГСУ») рассказали об основных качественных показателях минеральных инъекционных вяжущих (микроцементов), используемых для закрепления грунтов инъекцией. Из-за большого числа представленных на рынке РФ инъекционных вяжущих зачастую затруднительно определить их применимость для решения конкретной проектной задачи. Для объективной и оперативной оценки пригодности и качества микроцементов предлагается использовать критерий пригодности, а также показатель сидементационной устойчивости при высоких В/Ц. Высоким технологическим требованиям к микроцементам для закрепления грунтов отвечают вяжущие изготовленные путем тонкого помола с последующей сепарацией, с нормированным зерновым составом. Применение таких микроцементов обеспечивает достижение сплошности грунтового массива с заданными физико-техническими характеристиками. Наибольшей стабильностью свойств и пригодностью обладают микроцементы МС-3 и МС-505, которые могут служить альтернативой ОТДВ «Микродур R-Х».

Т.Е. Кобидзе (АО «Мосинжпроект») представил инновационную технологию применения гидроизоляционных материалов последнего поколения, которые в виде предварительно устроенных гидроизоляционных покрытий проявляют способность к адгезионному сцеплению к свежеуложенному бетону. В разработанной системе в качестве гидроизоляционных материалов применяются:

Гидроизоляционные напыляемые полимерные составы с «двухсторонней» адгезией, способные проявлять требуемое адгезионное сцепление (не менее 0,5 МПа) не только к поверхности ранее уложенного «старого» бетона, но и, в отличие от традиционных материалов, (битумнополимерные наплавляемые рулонные материалы, полимерные напыляемых составы и др.), к поверхности свежеприготовленной бетонной смеси, уложенной на отвержденное гидроизоляционное покрытие. К составам этой группы относятся напыляемые материалы на основе этилен-винилацетата (Masterseal 345 компании BASF, Tamseal 800 компании Normet и др.)

Листовые трехслойные гидроизоляционные материалы заводского изготовления, состоящие из прочной и гибкой подложки, клеящего (адгезионного) слоя и защитного покрытия, обеспечивающие требуемое адгезионное сцепление (не менее 0,5 МПа) к поверхности свежеприготовленной бетонной смеси, уложенной на гидроизоляционное листовое покрытие. Эта группа рулонных материалов представлена продукцией компаний NORMET, GRACE и SOPREMA под маркой TamSeal 2000, Preprufe-plus и COLPHENE BSW, соответственно.

М.Ю. Мажирин (АО «Мосинжпроект») рассказал о практической реализации мероприятий по научно-техническому сопровождению строительства во время проходки этапа 11.4 Кожуховской линии метрополитена. В частности, до начала, в процессе и по завершению проходки были проведены геофизические исследования грунтового массива. Геофизические работы были выполнены методом сейсморазведки в модификации МОВ ОГТ и георадиолокационным зондированием. Эти результаты были использованы в процессе проходки для корректировки диаграммы пригруза забоя, что позволило пройти опасные участки снизив до минимума осадки зданий и сооружений.

В процессе научно-технического сопровождения строительства постоянно контролировались основные технологические параметры работы ТПМК, влияющие на осадку земной поверхности и зданий, расположенных над строящимся тоннелем:

В процессе строительства был организован постоянный геотехнический мониторинг зданий и сооружений по трассе тоннеля.

К.А. Дорохин, О.В. Бойко и А.М. Сухарев (ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс») обобщили опыт применения сейсмоакустических методов для контроля качества и оценки эффективности мероприятий по закреплению грунтового массива С помощью метода сейсмической томографии оценивается эффективность инъекционных работ, выделяются участки, в которых укрепление грунтов оказалось недостаточным, и в которых необходимо дополнительное закрепление.

Параметры, полученные сейсмоакустическими методами необходимы для уточнения технологических параметров инъекционных нагнетаний, в том числе: объемы инъекционного раствора; состав раствора; необходимости превентивного гидрологического экранирования и т.д.

Применение геофизического контроля (в виде сейсмоакустических наблюдений) позволяет увеличить оперативность геотехнического мониторинга при строительстве подземных сооружений, в том числе при контроле инъекционных мероприятий для сохранения зданий, находящихся в области влияния строительных работ.

С.С. Зуев АО («НЬЮ ГРАУНД») поделился опытом проведения спецработ при строительстве метро в Москве.

По завершении конференции прошло торжественное награждение победителей конкурса «На лучшее применение передовых технологий при освоении подземного пространства». В номинации «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений» дипломом конкурса было награждено АО «Мосинжпроект» за комплекс мероприятий по обеспечению безопасной проходки этапа 11.4 Кожуховской линии Московского метрополитена и выходу ТПМК диаметром 10 м в котлован станции «Нижегородская улица».